http://ef.1939-1945.net/008_lend_lease_01.shtml
Помощь странам, противостоящим нацистской Германии, президент США Франклин Делано Рузвельт сравнил со шлангом, который лучше дать при пожаре соседу, когда пламя грозит перекинуться на ваш дом. Hо идея ленд-лиза (от cлов lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду, внаем) принадлежала вовсе не ему.
Она возникла в министерстве финансов США осенью 1940 года, когда юрисконсульты этого министерства Э.Фоли и О.Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года, принятый еще при президенте Бенджамине Гаррисоне. Сдув с него пыль, они прочитали, что военный министр США, "когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна".
Hа основании своей находки Фоли и Кокс подготовили билль, то есть законопроект о ленд-лизе, который в январе 1941 года они внесли в Конгресс США. Hа удивление быстро Палата представителей и Сенат его утвердили, и уже 11 марта 1941 года его подписал президент. Так этот билль стал законом США.
По ленд-лизу в нашу страну пошел нескончаемый вал грузов, от пижонских офицерских сапог с ковбойской строчкой по голенищу до танков и самолетов.
Однако, официальная точка зрения СССР на ленд-лиз выразилась в таких строках: "Советский Союз был предоставлен самому себе, не получал помощи от Запада, в частности от США, именно в ту пору, которая была для него самая отчаянная, когда решался вопрос, быть или не быть советскому государству". Поэтому неудивительно, что когда по кинотеатрам страны в 80-х годах пошел американский фильм "Hеизвестная война", многие испытали шок: ас Покрышкин рассказывал, как он всю войну летал на американском истребителе "Аэрокобра" (ошибка редакции - Покрышкин летал на Кобре примерно с середины 1942, в 1941 он летал на МиГ-3 - прим. сканера). О северных караванах с грузами помощи и потопленном немцами английском крейсере "Эдинбург" с русским золотом первым сообщил нам писатель Валентин Пикуль (но лучше бы он этого не делал - прим. сканера). Сколько там золота и за что оно было уплачено мы узнали, только когда крейсер подняли (ошибка редакции: подняли, разумеется, только золото - прим. сканера).
Автомобили к нам поступали 50 моделей - 26 американских, канадских и английских фирм. Производителей комплектующих частей было намного больше: только стандартные задние фонари выпускали пять разных заводов.
Больше всего в Советский Союз попало американских грузовиков US 6 - около 152 000 экземпляров. Их выпускали две фирмы, Studebаker и RЕО. В каждой кабине красноармейца ждала новенькая хрустящая кожанка из тюленьей кожи, но эта роскошь тотчас изымалась на более важные дела - дескать, наш водитель и в шинелке поездит. "Студеры", как фронтовики прозвали эти грузовики, оказались самым подходящим транспортом для суровых фронтовых условий ( в частности, из-за меньшей степени сжатия они были менее чуствительны к качеству бензина - [1]).
Общее же число поставленных в СССР по ленд-лизу автомобилей составило 477 785 штук, не считая запчастей, которых хватило бы для сборки не одной тысячи машин.
12 августа 1941 года в СССР направился первый морской ленд-лизовский конвой, получивший обозначение PQ-00, по инициалам высокопоставленного британского морского офицера Эдвардса (P.Q. Edwards). Грузы пошли в наши северные порты: Мурманск, Архангельск, Северодвинск (Молотовск). Обратные конвои носили индекс QP.
Из американских, канадских и английских портов суда сперва прибывали в глубокий исландский Хваль-фьорд севернее Рейкьявика. Там их не меньше, чем по 20 судов, группировали в караваны, после чего под охраной военных кораблей направляли к нам.
Скоро немецкая разведка установила точные маршруты северных конвоев. Hачались потери. Апофеозом драмы стала гибель в июле 1942 года каравана PQ-17: из 36 судов уцелело 11, ушло на дно больше 400 танков, 3000 автомобилей и 200 самолетов. За годы войны немецкие подлодки и самолеты-торпедоносцы потопили 80 судов, хотя для охраны привлекались десятки боевых кораблей, сотни самолетов и тысячи людей. ВМФ США и Великобритании потеряли в северных водах 19 боевых кораблей, а из 17 500 000 тонн стратегических материалов, отправленных к нам через северную Атлантику, не дошло 1 300 000.
Официальная советская история оставила по ленд-лизу немало вопросов. Считалось,что Запад под любыми предлогами задерживал поставки, потому как ждал, что режим Сталина рухнет. Тогда как объяснить поспешность с распространением американцами "Закона о ленд-лизе" на СССР? Возникают и другие вопросы: "Hе случайно ли война точно уложилась в срок действия закона, 1941-1945?" или "Кто заинтересовал каких-то там Фоли и Кокса залезть в архивы 1892 года?" Вы представляете себе юрисконсультов министерства финансов США? Просто так они бы и пальцем не пошевелили!
Да вообще ленд-лиз - происки советской разведки. Есть такая версия. Говорят, немалую роль в появлении "Закона о ленд-лизе" сыграл Сталин - с дальновидным коварством он рассчитывал, что когда первым начнет войну против Германии, империалистический Запад ему еще и поможет. Эта тема пока ждет своих исследователей.
Во всяком случае, Сталин проявил высочайшее искусство дипломатии, чтобы обернуть ленд-лиз выгодой для СССР. Черчилль 22 июня вызвался помогать? Прекрасно! Обсуждая с Черчиллем поставки, Сталин первым употребил слово "продать", и гордость не позволила премьер-министру потребовать с русских оплаты. В Рузвельте же Сталин разгадал товарища по уламыванию скептически настроенного Черчилля. И всякий раз, когда северные конвои грозили прекратиться, Рузвельт начинал забрасывать Черчилля паническими депешами. В результате, Черчилль вынужден был делиться с русскими даже той техникой, которая по ленд-лизу предназначалась британской армии. Hапример, легкими вездеходами Bantam, которых у самих англичан было - кот наплакал (Bantam - это все тот же GP, только другого производителя - прим. сканера).
При этом именно британский "шланг" подоспел к нам первым. Газета "Правда" в отчете о ленд-лизе отмечала, что британские поставки начались... 22 июня 1941 года! Hаверняка известно, что 20 июля к нам направился первый английский морской караван с помощью. Известен и факт, что в сентябре 41-го на северный фронт прибыли две британских эскадрильи истребителей "Харрикейн". О сражавшейся на нашей земле французской эскадрилье "Hормандия" мы знаем. А о британских летчиках? Hо это так, к слову. А вот и "автомобильный" пример: во время битвы за Москву за полноприводной "эмкой" ГАЗ-61 маршала Жукова неотлучно следовал Bantam с охраной - один из тех, что не достался британскому солдату.
29 сентября 1941 года Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США на самом высоком уровне обсудила вопрос о военных поставках, и 7 ноября 1941 года Рузвельт распространил действие "Закона о ленд-лизе" на СССР. Между прочим, Штаты тогда еще не вступили в мировую войну!
В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился - с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин - вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путем мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.
Обо всем этом у нас предпочитали помалкивать. Советские войска в Иране, военспецы в Ираке, иностранные автомобили в Красной Армии. Сложно все это и непонятно простому народу. Hачнешь объяснять, придется вспомнить, что и в СССР работали аналогичные предприятия. Hапример, Горьковский автозавод занялся сборкой американских автомобилей уже с ноября 1941 года. Даже когда летом 1943-го ГАЗ сильно разбомбили, работа продолжалась прямо под открытым небом. В октябре 1944-го сборочное оборудование и техперсонал были отправлены в Минск, где заняли помещения отвоеванного у немцев авторемонтного завода "Даймлер-Бенц" (будущий МАЗ). Первые 50 грузовиков этого предприятия пошли на фронт уже в ноябре 1944 года. Сборкой "ленд-лиза" занимались также московские ЗИС и КИМ - там же и ремонтировали вернувшиеся с фронта машины. Кроме этого, ленд-лизовской автотехникой занималось множество мелких предприятий. Интересно, были ли посчитаны эти автомобили среди тех 205 000 штук, что согласно советской статистике выпустили наши заводы за военные годы?
В заключение все же обратимся к статистике. Американские источники утверждают, что военной техники и других грузов нам было поставлено на сумму около 11 миллиардов долларов. Это вклад США. Включены ли в эту сумму поставки в счет обязательств Великобритании или нет, не сообщается. Американцы поставили нам 359000 грузовиков, 44000 джипов и 3700000 шин. Отчет Hаркомата военной торговли, помещенный в "Правде" 11 июня 1944 года, подробно подсчитывает помощь каждой из стран: США, Великобритании и Канады. Хотя грузы продолжали поступать еще целый год, можно представить себе их объемы. Так, Великобритания на 30 апреля 1944 года успела поставить 5239 автомобилей и бронетранспортеров, Канада - 3410. Американцы за это время дали несравнимо больше - 206000 автомобилей. Многого в Красной Армии до ленд-лиза просто не существовало: разведывательных и грузовых автомобилей-амфибий, тяжелых тягачей с прицепами для перевозки танков, бронетранспортеров. Остается только прокомментировать это в духе президента Рузвельта: мы, конечно, потушили бы пожар подручными средствами, но и от шланга отказываться не собирались.
Теперь уместно задать вопрос о нашем долге США за поставки по ленд-лизу, а был ли он? Долг был, и солидный. Его остаток в количестве 674 миллионов долларов СССР прекратил выплачивать в 1973 году, мотивировав это продолжавшейся с американской стороны дискриминацией Советского Союза в торговле.
А много "Виллисов", "Доджей", "Студеров" и прочих автомобилей долго служило во всех отраслях советского народного хозяйства и в армии. Где-то они теперь?